Новости Ярославля на сайте города.Наш Ярославль
Новости Ярославля и области, сайт города Ярославля.
Главная » 2018 » Март » 29

РАН выявила коррупционные риски при создании ФГОС

Новости Ярославля 29 Мар 2018 в 09:23 883
РАН выявила коррупционные риски при создании ФГОС

Подготовка нового ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) в его нынешнем виде снижает эффективность образования и грозит конфликтом интересов, считают в академии наук. Академики предлагают Министерству образования сделать работу над образовательными стандартами более прозрачной и открытой.

РАН просит Минобрнауки создать единую площадку для обсуждения новой версии ФГОС для общей школы. Это нужно, чтобы избежать коррупционных рисков и конфликта коммерческих интересов при подготовке ФГОС, следует из письма вице-президента РАН Юрия Балеги министру образования и науки Ольге Васильевой от 28 марта 2018.

«В настоящее время сложилась такая ситуация, при которой примерно 90% авторов учебников задействованы в подготовке федерального государственного образовательного стандарта, что создает возможность конфликта интересов, повышает коррупционные риски и снижает эффективность образования», — указывает Балега. Он подчеркивает, что созданы условия, при которых экспертиза может быть использована для конкурентной борьбы и дискриминации конкурирующих научных школ.

В качестве примеров он приводит исключенные из федерального перечня пособие по системе развивающего развития Леонида Занкова, учебники по математике Наума Виленкина и Людмилы Петерсон и учебник по русскому языку Светланы Львовой.

РАН отсекли от участия в экспертизе учебников, а мы бы хотели, чтобы все стороны могли максимально участвовать в этой работе, пояснил РБК Балега причины написания письма.

Помимо создания единой общественной площадки для обсуждения ФГОС Балега предлагает Министерству вывешивать на сайте ведомства результаты экспертиз учебных материалов для формирования нового федерального перечня учебников.

Ранее министр образования Ольга Васильева заявила, что должны быть созданы базовые линейки школьных пособий, в которых количество учебников по одному предмету должно быть сокращено до двух-четырех. Сейчас в федеральном российском перечне 1377 учебников, включая 82 по русскому языку, 81 — по литературе и столько же по английскому.

Балега предлагает установить требования и «контроль независимости групп экспертов», которые участвуют при подготовке учебников и госстандартов, ввести процедуры для борьбы с лоббированием заинтересованными и аффилированными издательствами своих коммерческих интересов, создать независимый общественный совет, который будет разрешать споры экспертов в случае возникновения разногласий. Работу по отбору лучших учебников он предлагает сделать постоянной. Это должно повысить качество образовательного процесса, поскольку учебники необходимо систематически обновлять с учетом научных открытий, пояснил РБК Балега. «РАН считает, что реализация данного комплекса мер позволит систематизировать всю учебную литературу и улучшить ее качество», — делает вывод академик в письме.

Критика нового ФГОС

Около 500 учителей литературы, методистов и преподавателей вузов 19 марта выступили с критикой предложенных Минобрнауки ФГОС. Гильдия словесников (основанная несколько лет назад ассоциация филологов) потребовала отказаться от жесткого распределения художественных произведений по годам обучения и невариативного списка литературы. Против ФГОС в текущей редакции выступил и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

В Минобрнауки проекты ФГОС обсудили 21 марта. На заседании Васильева заметила, что новая редакция ФГОС стала результатом большой работы. Министр пояснила, что в процессе доработки действующих ФГОС не менялась общая концепция стандартов, сохранена структура и совокупность требований к результатам реализации основных образовательных программ. По итогам голосования был принят ФГОС для начального образования (1–4 классы). Проект ФГОС основного общего образования (5–9 класс) будет доработан. Предложения о доработке будут внесены до 28 марта, указано на сайте Минобрнауки.​
Авторы: Полина Звездина, Дмитрий Серков.
Источник: www.rbc.ru



Похожие новости:

Комментариев: 0
avatar