Новости Ярославля на сайте города.Наш Ярославль
Новости Ярославля и области, сайт города Ярославля.
Главная » 2018 » Март » 27

Ректоры ведущих вузов РФ дали заключение по новым ФГОС

Новости России 27 Мар 2018 в 15:06 821
Ректоры ведущих вузов РФ дали заключение по новым ФГОС

Николай Кропачев - Ректор СПбГУ, Ярослав Кузьминов - ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" и Игорь Реморенко - ректор Московского городского педагогического университета направили в Министерство образования и науки России собственное экспертное заключение по итогам анализа широко обсуждаемлой новой версии федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для среднего и начального общего образования.

В заключении, представляющем собой "быстрый анализ столь большого и сложного документа", даны "комментарии методологического, нормативного и концептуального характера" к проектам образовательных стандартов, которые уже пол месяца вызывают самые горячие дискуссии в профессиональном педагогическом сообществе.

Предлагаемые ректорами заключения, комментарии, по их словам, "носят предварительный характер", тем не менее редакция "Учительской газеты" склонна рассматривать их как серьезные и аргументированно критические. Предлагаем вашему вниманию некоторые извлечения из текста заключения, которые позволяют в этом убедиться:

- "Действующий стандарт позиционируется в обществе как стандарт развития, ориентированный на системно-деятельную парадигму, а в новой версии… предметные результаты в большей части описываются исключительно в "знаниевом залоге", очень редко возникает описание того деятельностного опыта, который осваивается учеником"
"Представленные проекты ФГОС НОО и ООО ставят под вопрос… определение ФГОС <авторы заключения опираются на определение ФГОС, раскрытое в ст. 2 и ст. 11 ФЗ "Об образовании в РФ", – прим. ред.>, смешивая, по сути, содержание ФГОС и основной образовательной программы. Помимо требований к результатам, во ФГОС вводится тематическое описание содержания образования в его достаточно мелких единицах. Новые версии стандартов, по сравнению с предыдущей версией, стали подробнее и объемнее в несколько раз (достигая почти 500 страниц для основного общего и почти 250 для начального общего образования). При этом как важный регулятивный документ сохраняются примерные образовательные программы, а также концепции преподавания отдельных предметов. Назначение этих разных документов с похожим содержанием непонятно. Все это создает основу для бюрократического усложнения работы учителей";
"…метапредметные образовательные результаты исключены из перечня результатов, подлежащих итоговой оценке. А то, что не оценивается, соответственно, и не формируется. Это серьезный шаг назад в ориентации нашей школы на такие метапредметные компетенции, как самоорганизация, кооперация, коммуникация, креативность, а также более конкретные умения – самостоятельное планирование собственной учебной деятельности, работа с информацией в разных формах, умение оценивать полученный результат/продукт. Снижение внимания к достижению метапредметных результатов особенно опасно в ситуации, когда работодатели отмечают недостаток именно этих навыков как важнейшую проблему современного рынка труда в России, а страны-конкуренты делают достижение этого результата приоритетом в своих образовательных реформах";

В итоге авторы заключения приходят к выводу о том, что "в целом историческое содержание проекта ФГОС больше напоминает справочник, при недостатке системообразующих идей", поскольку "проведенное наполнение стандарта темами "для прохождения" смещает фокус внимания с результата (обученности) на процесс (что проходят)", а "избыточность предложенного материала создает риски перегрузки детей, отказа от предметов по выбору и углубленного изучения", "новый подход отодвигает на периферию навыки 21 века (метапредметные навыки), которые особо важны для жизненного успеха школьников", и к тому же, по оценкам авторов заключения, "предложенная трансформация стандартов не позволяет выполнить поручения Президента, направленные на актуализацию содержания образования".

Безусловно, по мнению авторов заключения, "предложенный проект стандарта заслуживает очень внимательного изучения и тщательной доработки".
Источник: ug.ru


Прикреплённые изображения:
Изображение 2 Изображение 3 Изображение 4

Похожие новости:

Комментариев: 0
avatar